Мона Лиза: как она стала такой знаменитой?
Несколько удивительных обстоятельств, от судьбоносного путешествия на океанском лайнере до рискованной открытки, позволили сохранить статус знаменитости, созданной Леонардо да Винчи в Лувре, «Мона Лиза».
Знаменитая Мона Лиза , или Джоконда , с начала шестнадцатого века привлекала внимание любителей искусства, историков, сторонников теории заговора и туристов. Каждый год миллионы посетителей Музея Лувра в Париже выдерживают постоянную толпу людей, окружающих Мону Лизу, и многие уезжают, задаваясь вопросом, почему этот небольшой портрет так важен.
С нами не скучно: ВКонтакте | Facebook | Одноклассники | Telegram | Twitter | Яндекс Дзен | Blogger
Мона Лиза : Портрет в стиле ренессанс
Леонардо да Винчи, квинтэссенция Ренессанса, начал рисовать Мону Лизу во Флоренции в 1503 году. Скорее всего, это портрет аристократки Лизы Герардини, заказанный ее мужем Франческо дель Джокондо.
Мона Лиза — это портрет в полдюжины, в три четверти позы-революционный для своего времени подход, который установил стандарт для более поздних портретов. Также уникальным было использование Леонардо сфумато, метода рисования, исключающего контуры для создания мягкого, живого эффекта, и воображаемого фонового пейзажа, который усиливает тайну, окружающую личность натурщицы и почему ее портрет был заказан.
Это некоторые из удивительных историй, которые помогают объяснить, почему Мона Лиза является самой известной картиной в мире спустя столетия после ее создания.
Мона Лиза пропала из Лувра
После того как в 1804 году Мона Лиза пополнила постоянную коллекцию Лувра, она пользовалась популярностью у посетителей, но не выделялась ни для кого, кроме случайных знатоков эпохи Возрождения, пока не исчезла из музея бесследно в 1911 году.
Таинственное ограбление привело к громкому полицейскому расследованию и широкому освещению в газетах по всему миру, быстро подняв Мону Лизу в общественное сознание. Посетители музея толпились вокруг пустого места на стене галереи, которое называлось Парижским “знаком позора».” Известный кубист Пабло Пикассо и магнат с Уолл-Стрит Джей Пи Морган были допрошены в качестве подозреваемых, но настоящим преступником оказался Винченцо Перуджа, итальянский мастер на все руки и бывший сотрудник Лувра.
Перуджа спрятался в чулане на ночь в Лувре и рано утром в понедельник тихо вышел, чтобы снять защитное стекло, которое он когда-то установил на Моне Лизе. С помощью двух сообщников он успешно вывез картину из музея, и никто не заметил ее пропажи в течение двадцати четырех часов.
Поскольку популярность Моны Лизы резко возросла после ограбления, Перуджа не мог просто продать ее, как планировал. Спрятав картину в своей парижской квартире в течение двух лет, он, наконец, попытался продать ее торговцу произведениями искусства во Флоренции. Перуджа был арестован на месте, и шедевр был торжественно возвращен в Лувр с новообретенной дурной славой.
Скандальный образ Дадаизма
В 1919 году мир отмечал четырехсотлетие со дня смерти Леонардо, и современные исследования жизни и творчества Леонардо такими мыслителями, как Зигмунд Фрейд, широко распространялись. В этом контексте исправленный редимейд художника Дада Марселя Дюшана в том же году был встречен полемикой, которая вновь пролила свет на Мону Лизу.
Дюшан был известен тем, что популяризировал редимейд, который относится к повседневному объекту, переосмысленному художником и помещенному в галерею. В данном случае найденный предмет представлял собой открытку с изображением Моны Лизы, на которой Дюшан карандашом добавил усы, козлиную бородку и рискованное новое название. Имя «Л. Х. О. О. К. “ — Это каламбур, который, когда произносится по-французски, звучит как” Elle a chaud au cul “или» у нее горячая задница.”
Критики творчества Дюшана были шокированы его грубым осквернением светской иконы, истолковав это как нападение на французское искусство и культурную элиту, которая им наслаждалась. Но работа Дюшана и возникшая в результате полемика только проложили путь для новых пародий на картину на протяжении многих лет, включая работы сюрреалистов Сальвадора Дали и Рене Магритта. Некоторые из этих пародий ссылались как на Мону Лизу, так и на Л. Х. О. О. К., Еще больше разбавляя оригинал Леонардо.
Джеки Кеннеди приглашает ее в трансатлантическое путешествие
Благодаря некоторым убеждениям первой леди Джеки Кеннеди, французский министр культуры согласился одолжить Мону Лизу Национальной Галерее искусств в Вашингтоне, округ Колумбия, и музею Метрополитен в Нью-Йорке в 1963 году.
Последовали массовые протесты со стороны профессионалов искусства и французской общественности, большинство из которых были обеспокоены тем, что риск перевешивает зрелище трансатлантического путешествия картины. Все взоры были прикованы к шедевру, когда его осторожно извлекли из Лувра и перевезли в Соединенные Штаты. Терморегулируемый корпус и огнеупорный герметичный контейнер были изготовлены на заказ для «Моны Лизы», которая путешествовала через Атлантику в роскошной частной каюте на борту океанского лайнера SS France. Охранники и сотрудники музея несли круглосуточную вахту, пока картина благополучно не прибыла в американскую столицу.
В своем выступлении на открытии выставки в Национальной галерее президент Джон Кеннеди сказал:
— Джон Кеннеди«Эта картина — вторая леди, которую народ Франции отправил в Соединенные Штаты, и хотя она не останется с нами так долго, как Статуя Свободы, наша признательность столь же велика.»
Позже, в Нью-Йорке, картину посетили в Метрополитен еще один миллион человек.
Икона поп-культуры Мона Лиза встречает поп-арт
Медийное зрелище, окружавшее американский дебют «Моны Лизы», неизбежно привлекло внимание Энди Уорхола. В 1960-х годах знаменитый поп-артист начал создавать красочные разнообразные шелкографические репродукции Моны Лизы — процесс, который он позаимствовал из коммерческой рекламы, что позволило ему быстро и легко делать копии оригинального изображения.
Наряду с такими иконами поп-культуры, как бутылки из-под Кока-Колы, банки из-под супа Кэмпбелла и Мэрилин Монро, гравюры Моны Лизы Уорхола поднимали важные вопросы о масштабах изобразительного искусства в постмодернистском мире. Уорхол сказал: «не имеет значения, изображает ли он Мону Лизу, банан или очки Ганса Риттмана-факт в том, что это должен быть поп!” Его репродукции оригинала Леонардо — это безошибочно поп-арт, подчеркивающий напряженность между культурным значением оригинальной картины и господствующей славой.
Таких репродукций и переосмыслений Моны Лизы, которая была больше, чем в жизни, как никогда много в двадцать первом веке. В 2019 году рекордные 9,6 миллиона человек посетили Лувр и увидели печально известный портрет своими глазами — и большинство из них, скорее всего, сфотографировали его или купили сувенир «Мона Лиза» в сувенирном магазине. Как однажды метко сказал Луи Армстронг:
— Луи Армстронг«Многие кошки копируют Мону Лизу, но люди все равно выстраиваются в очередь, чтобы увидеть оригинал.»
--------------------------------------------------------------------------------------------
Друзья, спасибо за чтение! Обязательно напишите в комментариях какие темы вы бы хотели обсудить с нашими психологами, медиками, турагентами и историками. Мы обязательно напишем статью на интересующие вас вопросы. А стимулировать наших авторов, вы можете небольшим пожертвованием - они точно будут рады! :-)
Самые читаемые статьи нашего канала:
- Прогнозы Вольфа Мессинга на 2021 год
- Гороскоп на январь 2021 года и предсказания для всех Знаков Зодиака
- Предсказание Ванги на 2021 год
Другие интересные статьи:
Комментарии
Отправить комментарий